По статистике расстройство адаптации у детей встречается в 10% случаев в разные периоды жизни. Состояние развивается вследствие семейных конфликтов, смены школы, места проживания, стрессовых событий. Комплексная диагностика и правильное лечение помогают детям адаптироваться к новым обстоятельствам, сформировать навыки спокойного реагирования на неприятности. Запишите ребенка на прием к психологу в нашу клинику по телефону или через форму обратной связи. Оператор уточнит детали и подберет удобное время приема.
Определение
Расстройство адаптации у детей и подростков проявляется трудностями в приспособлении к новым условиям или ситуациям. Заболевание имеет невротическую природу, возникает вследствие сильных эмоциональных потрясений, чрезмерной мнительности и эмоциональной лабильности.
Причины расстройства адаптации
- Конфликты в семье, развод родителей, появление новых членов семьи.
- Переход в новую школу, трудности в учебе.
- Переезд в новый район, потеря друзей и отсутствие родительской поддержки.
- Длительные болезни, госпитализация, физические травмы.
- Потеря близкого человека, социальные или природные катастрофы.
- Умственная перегрузка, завышенные требования родителей или учителей.
- Изменение финансового положения семьи в худшую сторону.
- Буллинг или другие формы эмоционального и физического насилия.
- Нехватка базовых ресурсов — еды, одежды, медицинской помощи.
- Нарушения когнитивного или эмоционального развития, трудности с восприятием или социальной интеграцией.
Виды и симптомы
Социализированное расстройство адаптации у детей характеризуется проблемами в социальной сфере, трудностями во взаимодействии с окружающими, что проявляться в виде чрезмерной застенчивости, страха принимать участие в школьных мероприятиях. Симптом — тревога, ощущение неприятия или изоляции.
Несоциализированное расстройство связано с трудностями, возникающими в рамках индивидуальных психологических механизмов. Оно похоже на депрессию. Ребенок пребывает в подавленном настроении, теряет интерес к увлечениям, чувствует себя беспомощным, не видит смысла жизни. Дети испытывают тревожность и соматические жалобы без явных физиологических причин.
Вызывающее оппозиционное расстройство характеризуется открытым конфликтом с окружающими, проявляется в виде агрессивного поведения, неприязни к лидерам мнений, нарушений правил и демонстрации протестных настроений. Симптоматика — частые вспышки гнева, раздражительность, непослушание и провокационные действия, демонстрирующие несогласие или противостояние.
Осложнения болезни
У детей с расстройством адаптации осложнения затрагивают психическое и физическое здоровье. Наиболее распространены падение успеваемости и самооценки. Дети начинают избегать общения со сверстниками, предпочитают уединение, что лишь усугубляет тревогу и приводит к замкнутости.
Длительный стресс, неспособность адаптироваться к изменениям вгоняют детей в хроническую эмоциональную усталость. Юные пациенты грустят, часто говорят о безнадежности и беспомощности.
Поведенческие проблемы серьезно осложняют жизнь. Дети начинают вести себя агрессивно, нарушать правила и действовать деструктивно, что приводит к конфликтам дома и в школе.
Расстройство адаптации у детей и подростков повышает риск злоупотребления наркотиками или алкоголем. Особенно уязвимы подростки, которые пытаются справиться со стрессом и эмоциональной взрослыми методами.
Диагностика
Диагностикой расстройства занимаются психиатр или психолог, руководствуясь следующими критериями:
- Наличие конкретного события или ситуации, которые произошли в последние три месяца и вызвали у ребенка стресс.
- Эмоциональные, поведенческие или физические реакции проявляют в течение трех месяцев после неприятного события, превышают обычный отклик организма на стресс.
- Ухудшение успеваемости, конфликты с друзьями, родственниками, частые прогулы занятий, склонность к одиночеству.
- Симптомы не соответствуют критериям депрессии, тревожных расстройств, ПТСР или нарушения поведения.
Дифференциальная диагностика помогает исключить другие психические или физиологические патологии, имеющие схожую симптоматику. Психиатры и психологи проводят клиническое интервью, собирают анамнез, используют диагностические инструменты для оценки состояния ребенка и исключения иных расстройств психики и поведения.
Врачи применяют тесты и оценочные инструменты для диагностики состояния:
- Клинические интервью с ребенком и родителями для сбора информации о симптомах, предпосылках, триггерах и их влиянии на жизнь.
- Наблюдение за поведением в школе, кабинете врача, дома, на улице.
- Опросник детского поведения для родителей и учителей для получения дополнительной информации о поведении ребенка в разных средах.
- Шкала депрессии (Children's Depression Inventory, CDI) и шкала тревожности (Screen for Child Anxiety Related Emotional Disorders, SCARED).