Классификация болезни
Дебильность — заболевание, связанное со снижением интеллектуальных способностей и нарушением мышления, концентрации внимания, памяти, восприятия, проявления эмоции, воли. Состояние обусловлено приостановкой развития или поражением мозга плода органической природы. Во взрослом возрасте больной не способен абстрактно и логически мыслить, обобщать, ориентироваться в пространстве, контролировать эмоции и поведение, обучаться и адаптироваться в обществе. Это заболевание — самая распространенная форма умственной неполноценности.
Выделяют три степени дебильности с учетом уровня интеллекта, определяемого по шкале IQ:
- Легкая — самая распространенная форма. Встречается у 75% больных. IQ составляет 65 – 6 9 баллов. Пациенты могут обучаться в специализированных учебных заведениях, выполнять простые трудовые задания, вести самостоятельный быт и общаться с окружающими. Однако у них затруднено абстрактное мышление, обобщение, логика, ориентация, самоконтроль и социальная адаптация.
- Средняя — более тяжелая форма умственной отсталости. Встречается у 15% всех больных. Согласно классификации дебильности, IQ составляет 60 – 64 балла. Пациенты могут обучаться только в специализированных классах, выполнять простые задания под контролем, нуждаются в постоянной помощи и наблюдении в повседневной жизни и общении. У них сильно снижено мышление, память, внимание, восприятие, эмоции, воля, наблюдаются выраженные проблемы с речью и поведением.
- Тяжелая — крайняя форма умственной отсталости. Встречается у 10% больных. IQ составляет 50-59 баллов. Пациенты не способны к обучению, труду, самообслуживанию и общению. У них почти отсутствует мышление, память, внимание, восприятие, эмоции, воля, речь. Они полностью зависят от окружающих и нуждаются в постоянном уходе и лечении.
Олигофрения и дебильность — формы умственной отсталости. Олигофрения бывает врожденной или приобретенной, вызывается генетическими нарушениями, инфекциями, травмами, заболеваниями головного мозга. Заболевание проявляется снижением интеллекта, эмоций, воли, речи и поведения.
Причины дебильности
- Наследственные факторы: тяжелые генетические синдромы, микроцефалия и другие нарушения развития мозга.
- Неблагоприятные влияния на плод в период беременности: краснуха или сифилис у беременной, конфликт резус-факторов, кислородное голодание, воздействие алкоголя, наркотиков, препаратов с токсичным действием.
- Родовая травма, удушение, гидроцефалия и другие повреждения головного мозга при рождении.
- Инфекционные поражения ЦНС, отравления, травмы, болезни, которые могут навредить развитию мозг в раннем возрасте.
- Голодание, несбалансированное питание, недостаток сна, стресс и другие факторы, которые могут негативно влиять на развитие мозга и психики.
Симптомы и диагностика
Симптомы дебильности следующие:
- Физическое отставание в развитии. Дети позже начинают сидеть, ходить, говорить, писать и читать по сравнению со сверстниками.
- Нарушение абстрактного мышления. Детям не умеют обобщать, логически мыслить, строить причинно-следственные связи, проводить аналогии и сравнения. Их мышление наглядно-образное, конкретное и простое.
- Снижение памяти и внимания. Дети плохо запоминают новую информацию, особенно если она не связана с их жизненным опытом, легко отвлекаются на посторонние раздражители и не могут сосредоточиться на одном деле.
- Неразвитость речи. Дети имеют бедный словарный запас, нарушения произношения и интонации. Они могут говорить монотонно, повторяться, использовать заимствованные слова и фразы, не понимать смысл сложных высказываний.
- Эмоциональная нестабильность. Дети с умственной дебильностью бывают чрезмерно эмоциональными, импульсивными, легко возбудимыми, раздражительными, агрессивными или апатичными. Они испытывают тревогу, страх, вину, стыд, зависть, ревность, гнев, радость, грусть.
- Отсутствие природной пытливости и фантазии. Дети не проявляют интереса к новым знаниям, исследованиям, играм, творчеству. Они предпочитают заниматься привычными и простыми делами, не в состоянии придумывать истории, рисовать, делать поделки.
- Внушаемость, безынициативность. Дети легко поддаются влиянию окружающих, не могут защитить свои права и интересы, самостоятельно принимать решения и действовать. Они нуждаются в постоянном контроле и поддержке взрослых.
Для диагностики используются методы, помогающие оценить уровень интеллекта и психического развития человека. Среди этих методов выделяют следующие:
- Психометрия — измерение психических способностей с помощью специальных тестов, шкал и опросников. Например, шкала IQ показывает отношение умственного возраста к хронологическому.
- Психологические тесты — задания для проверки способности к абстрактному мышлению, обобщению, логике, восприятию, запоминанию, вниманию, речи. Например, в тесте с сюжетными картинками нужно составить историю по последовательности изображений.
- Эксперименты по классификации изображений — задания, в которых нужно распределить предметы или картинки по определенным категориям или признакам. Например, эксперимент по классификации цветов — отделить красные от синих.
Диагностику проводят врач-психиатром или психолог, которые анализируют результаты тестов и наблюдают за поведением, речью, эмоциями и интересами пациента. Диагноз ставится, если у человека выявляется снижение интеллектуальных способностей и нарушение психических функций, которые не соответствуют возрасту и уровню образования.